Возрастные особенности детей 5-6 лет
Старший
дошкольный возраст - это возраст активного развития физических и
познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается
основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и
содержание.
Он является очень
важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и
личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются
многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.
Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6
лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в
будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных
процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития
всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим,
интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю
познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте
запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В
этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром,
расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию
является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным
языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок
получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и
растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей
5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры,
направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да»
или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте
думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя
разводить костер? Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове,
порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых
им в этом помочь.
Важным показателем
этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети
могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать
личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым
и взрослым или взрослым и ребенком. В играх на логику
прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение,
ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети,
которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей,
выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать,
что «Я могу». Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если
родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет
страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную)
можно заложить в ребёнка.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к
проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Старшие дошкольники
начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного
обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к
школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с
учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры
на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой
социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с
потребностью познания и освоения нового.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается
достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться.
Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками,
что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой
стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим
на его успешность среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь
на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические
задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо
целенаправленно.
Старший дошкольник способен различать весь спектр
человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения.
Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого
у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить
одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется
такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию
этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий
взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у
ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не
потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок
начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на
других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом
зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со
взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и
правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения.
Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в
процессе повседневной жизни.
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 5-6
ЛЕТ
ВНИМАНИЕ:
• -
выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию;
• -
находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному
образцу, находить пары одинаковых предметов ;
ПАМЯТЬ:
• -
запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• -
рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• -
пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• -
определять последовательность событий;
• -
складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• -
находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• -
находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• -
находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет
в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно
пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10),
отвечает на вопросы: «Сколько?».
Уравнивает неравные группы
предметов двумя способами.
• Сравнивает
предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным
путем наложения или приложения.
• Называет
утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
• Называет
текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет
достаточно богатый словарный запас.
• Может
участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет
по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно,
без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
ПОЗНАНИЕ
• Различает
и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует
предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
• Знает
название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает
о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает
стихотворения, считалки, загадки.
• Называет
жанр произведения.
• Драматизирует
небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет
любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером
для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе
хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и
интеллектуальную) можно заложить в ребенка
Комментарии
Отправить комментарий